Более 12 000 посетителей и множество положительных отзывов — медиа-арт выставка ARTEFACT: Chernobyl 33 показала, что современное медиа-искусство может быть понятным для широкой аудитории и работать с такими сложными вопросами, как переосмысление Чернобыля.
На 10 дней помещение Речного вокзала в самом центре Киева превратилось в реальный портал в Чернобыль. Стены советского полуразрушенного здания воссоздавали атмосферу современного и прошлого Чернобыля, а в комбинации с лазерным потолком, VR шлемами, плазмами, проекторными инсталляциями и параметрическими скульптурами — не оставили равнодушным никого.
Что касается переосмысления организаторы призывают украинцев посмотреть на информационную составляющую трагедии Чернобыля и выйти из роли жертв, по большому счету, мы — не жертвы, мы — герои, которые ликвидировали страшную катастрофу и стали щитом для всей Европы.
Выставка ARTEFACT: Chernobyl 33 — это первое переосмысления Чернобыля современным искусством. Она как окно во внутренний мир людей, переживших трагедию, необходимое нам как национальная арт-терапия, чтобы вновь не допустить катастрофы. Выставка призывает поставить для себя простые вопросы: Почему сегодня мы пытаемся не вспоминать, какой героический вклад внесли ликвидаторы, не интересуемся, что на самом деле произошло на ЧАЭС и даже не знаем, как защитить себя и своих детей от радиации. Это все последствия масштабной информационной составляющей катастрофы Чернобыля», — говорит Валерий Коршунов, куратор выставки.
Выставка выполнила свою задачу и была одинаково интересной своими интерактивными экспонатами как экспертам чернобыльской тематики и ликвидаторам, так и детям, которые посещали экскурсии классами. В общем, кураторы выставки Ярослав Костенко и Валерий Коршунов в партнерстве с Юрием Лехом, основателем испанского медиа-арт фестиваля МАDАТАК, представили 17 украинских и 7 международных экспонатов.
Кроме этого каждый день на выставке ARTEFACT: Chernobyl 33 удивляли перформансами, поражали инсталляциями, проводили бесплатные экскурсии для детей и взрослых. Особое впечатление оставили после себя светло-лазерные представления вечером под названием «Радиация» от VJ Yarkuss, midi8, Ujif.notfound и RASSVET с участием перформативних театров. Странный танец света, лазеров под современную музыку создавал невероятную атмосферу и ощущение параллельного мира, в котором радиацию таки возможно почувствовать.
«Круто, когда люди вдохновляются своей работой настолько, что создают чудо! Чудо искусства, которое качественно рассказывает тяжелые истории, помогает переосмыслить прошлое и творить новое будущее! Советую всем посетить АРТЕФАКТ: ЧЕРНОБЫЛЬ 33 на Речном вокзале» — исполнительная директор Украинского культурного фонда Юлия Федив
В основном зале представлены VR и AR-технологии, которые позволяли посетить Чернобыльскую Зону, только надев шлем виртуальной реальности, объекты параметрической архитектуры от Евгения Ващенко, демонстрирующие распад урана, аудио-лазерная установка «Стержни реактора» Ярослава Костенко и Оксаны Бузяк, которая демонстрировала режима работы реактора в ночь 26 апреля, невероятная зона с 500 пионерскими галстуками «Будь Готов» от Олега Харченко, напоминавшая о первомайской демонстрации 1986 года, которую никто не отменил, несмотря на самые высокие уровни радиации, и экспонат, собравший наибольшее количество отзывов — «Излучение» Валерия Коршунова и Астиана Рея, посвященного первым пожарным Чернобыльской аварии, которые оказались в московской больнице №6, «Пепел атомной эпохи» от Астиана Рея, костюмы химзащиты, переосмысленые художниками из разных регионов Украины; инсталляция, «Белые Души» Ирины Вороны; «Надувание» Анастасии Лойко, «Пейзаж, которого никто не увидит» Владимира Гулича; «Правда» Олеси Геращенко, современная медиабогиня псевдореальности — «MIMOSA» Сергея Нежинского и Владимира Колбасы; «Саркофаг», который еще одновременно и пианино, и камера-обскура Вальдемара Клюзко и Игоря Бельского и радиоактивные «Классики».
Также были представлены 7 работ международных медиа-арт художников, они смогли предоставить свое уникальное видение Чернобыльской трагедии: CHANG, Yung-Ta (Taiwan) с экспонатом Энтропия со счетчиком Гейгера, проекторная инсталляция Jacob Kirkegaard (Denmark) о том, как исчезают воспоминания Чернобылю, Alfredo Garcia Barroso (Spain) предложил в виртуальной реальности почувствовать влияние собственных слов в пространство, Eugenio Ampudia (Spain) представил две отчетливо работы «Трещина времени» и «Куча Муки» о том, что Украине пора выйти из радиационного круга, инсталляция Alessandro Amaducci (Italy ) на тему мутаций человека и машины, сам Iuriy Lech (Spain) с невероятным аудио-визуальным перформансом и Dub FX (Australia) — всемирно известный битбоксер, который создал музыкальное произведение из «Звуков Чернобыля»
Выставка ARTEFACT: Chernobyl 33 — инновационный для Украины культурный продукт, который доказывает, что современное медиа искусство может быть интересным и полезным для широкой аудитории, раскрывает невероятно талантливых украинских художников и представляет миру новую современную Украину, через новое искусство. Реализация такой выставки стало возможным благодаря Украинскому Культурному Фонду. В дальнейшем выставку планируется экспонировать в других городах Украины и в Европе.
Проект ARTEFACT, начавшийся в 2018 году с впечатляющего медиа-арт перформанса с диджитал скульптурой в центре Припяти, открывает целое направление украинского искусства будущего, которое может стать визитной карточкой нашей страны.
«Украинцы очень талантливая нация. Через такие социальные культурные проекты, через современное переосмысление прошлого можно рассказать миру, кто вы есть на самом деле» — Юрий Лех, международный куратор выставки, основатель испанского медиа-арт фестиваля MADATAK.
«Медиа-арт — речь 21 века. Язык, который сейчас понимает весь мир. Мы хотим представить Украину как инновационную страну, которая находится на одном уровне с Европой. Очень интересно, как украинские художники переосмысливают Чернобыль в контексте его информационной составляющей именно из-за новейшие технологии, медиа и современное искусство. По результатам предпоказа видим, что благодаря этому, впечатление у людей складывается очень яркое», — куратор выставки Ярослав Костенко
«Сейчас я увидела, как благодаря современным средствам, до молодых людей доходит впечатление о катастрофе от тех, кто пережил Чернобыль, и тех, кто, как я, занимается Чернобылем и общается со свидетелями происшествия. Я считаю, что такие проекты должны быть. Поскольку они очень важны в нашей стране, пережившей бедствие»- научный директор, заместитель директора музея Чернобыля Анна Королевская.
«Новое поколение выбирает медиа. И пока украинская арт-тусовка мусолит одни и те же имена «современных художников» и пары-тройки «кураторов» — в ее «каноническую территорию», т.е., в Украину, рано или поздно просто обязан был прийти извне некто совершенно НЕ «тусовочный». И сделать арт так, чтобы не стыдно было показать и на Востоке, и на Западе. Хоть бери да сразу в МоМА вези» — Анна Пароваткина,» Зеркало недели »
«Отличные инсталляции, ничуть Не хуже, чем на Венецианский биеннале современного искусства» — Виктор Левченко
Сильно, больно и вдохновляющее. В голове звучит несколько фраз, но громче — «осознанность, давайте чаще думать, что мы делаем и транслируем в мир» — Valeri Klochkova