Деятели культуры Украины протестуют против языковых квот

Представители украинского шоу-бизнеса требуют пересмотреть планы на введение квот на радио. Под открытым письмом в адрес министра культуры подписались самые популярные в стране исполнители, авторы текстов и продюсеры.

Представители украинского шоу-бизнеса требуют пересмотреть планы на введение квот на радио. Под открытым письмом в адрес министра культуры подписались самые популярные в стране исполнители, авторы текстов и продюсеры. Согласно закону, внесенному в Верховную Раду, больше 75 процентов эфира должны занимать композиции, исполненные на украинском языке.

Харьковчанка Маша Кондратенко, известная как Маша Magic, поет и на русском, и на родном украинском. Маше – 16, и школьные экзамены ее сейчас волнуют больше, чем популистские предложения министра культуры Украины. А вот продюсер Юрий Фалёса, который работает с молодой певицей — в свое время именно благодаря ему на весь мир зазвучали имя и голос Ани Лорак — прекрасно понимает, чем грозят новые квоты. По его словам, для радиостанций это приговор.

"Насытить украиноязычным продуктом 70 процентов музыки — представьте, это сколько получается: 20 часов в сутки должна звучать украиноязычная музыка. Мы "за", но ее нет, ее просто нет. Мы-то найдем для себя выход — есть российский рынок, казахский, европейский. Мы перестроимся, мы уйдем в Интернет. Но убьются радиостанции, наши радиостанции украинские убьются, потому что им нечего будет крутить", — уверен музыкальный продюсер.

Раньше на Украине радио- и телеэфир делили по принципу 50 на 50. Половина времени — отечественным исполнителям, половина — зарубежным. В 2011 году квоту для своих снизили до 25 процентов, потом, правда, вернулись к прежним цифрам. Но никогда не было деления по языковому принципу до того, как в Верховную Раду по инициативе министра культуры Вячеслава Кириленко поступил законопроект, согласно которому три из четырех песен украинских исполнителей должны звучать на их родном языке.

"Украинским песням довольно сложно пробиться на FM-станции, и поэтому мы должны поддержать их на государственном уровне. Кроме того, композиции украинских авторов и исполнителей должны появляться в эфире тогда, когда их услышит больше всего людей — в прайм-тайм, а не только поздно ночью, как это часто происходит сейчас", — заявил министр.

В правительстве ограничения объясняют стремлением развивать украинскую национальную культуру, но продюсеры говорят, что это не поддержка, а медвежья услуга. "Создайте условия для того, чтобы украинские авторы начали писать песни, создайте условия, чтобы появлялись украинские клипы, выделите какой-то фонд, сделайте какие-то поощрения, сделайте льготы для исполнения на украинском языке. Допустим, дворец культуры предоставьте бесплатно. Посмотрим, сколько людей туда придет", — предостерегает Юрий Фалёса.

Украинские исполнители написали открытое письмо министру культуры с просьбой более детально изучить проблему и найти другие пути ее решения. Певица Руслана Лыжичко уверена: "Квоты — это от нищеты. От того, что мы не хотим или не можем инвестировать в собственный продукт, и чтобы не заморачиваться, запрещаем все остальное".

"Разделение украинских авторов и исполнителей на своих и чужих, на правильных и неправильных, может стать причиной раздора в музыкального сообществе и в обществе в целом в то время, как Украине сейчас нужна максимальная консолидация", — предостерегает лидер группы "Бумбокс" Андрей Хлывнюк.

Под обращением подписались больше полусотни человек. Группа поддержки министра культуры гораздо скромнее — не набралось и десятка представителей музыкальной индустрии. "Некоторые постоянно в ротации, а некоторые поют на церемониях награждения бойцов Нацгвардии. И инициируют как раз вот такие аутсайдеры. А те, которые в ротациях и зарабатывают нормально денег (а всем понятно, где они зарабатывают – в Российской Федерации), они встали на дыбы. Здесь происходит как в том анекдоте: "Слушай песню про комбайн". Когда люди говорят, что таким образом они отдаляются от совка, то мне кажется, что они приблизились настолько, что они уже там", – говорит журналист Анатолий Шарий.

Продюсеры предлагали компромисс: создать отдельную радиостанцию, где весь контент будет на украинском. Нашлись даже спонсоры, готовые вложить в проект только на старте миллион долларов. Но чиновники идею не поддержали.

Квоты на радио, на телевидении. Не исключено, что следующим будет театр. Так, в Театре имени Леси Украинки все спектакли играют на русском языке, и пользуются они большой популярностью — на некоторые постановки билеты не достать уже даже на июнь.

И актеры, и музыканты говорят, что культура — не поле для политических разборок. Это простая истина, которую до тех, кто у власти, пока донести на удается. Композитор Владимир Курто уверен: "Музыка и политика — это две разные вещи. Если политика не будет лезть в музыку и обратно — все будет нормально".