Война и досрочные выборы: Что случится после обнуления Путина

Борис Бахтеев
журналист

Что понадобится Путину в случае объявления досрочных выборов? То же, что и всегда — война.

Конституция любой страны тесно связана со всем массивом других законодательных актов. И если, приняв поправки к конституции, не поправить и их, возникают пробелы и противоречия в законодательстве страны. И чем масштабнее поправки — тем более угрожающими становятся эти пробелы.

Вот здесь и наступает момент истины: следует ли за поправками к конституции процесс корректировки законодательства или не следует. Изменяется ли ход утверждаемых конституцией политических процессов или нет. Об этом пишет автор на сайте «НВ».

Украина сталкивалась с чем-то подобным в начале каденции Виктора Януковича: была возвращена в действие Конституция в старой редакции. Причем возвращена она была путем объявления Конституции в редакции 2005 года неконституционной. То есть, в 2010 году Конституция Украины была не просто изменена, а изменена с обратным действием, поскольку старая редакция была объявлена якобы недействительной с самого начала.

В результате сразу же в полный рост поднимался вопрос: если на протяжении целых пяти лет действовала «ненастоящая» Конституция, то и принятые на её основе законы необходимо было в полном объеме рассмотреть на их соответствие «настоящей» Конституции. Но Конституцию изменили, и… ничего.

И после этого уже не существовало ни малейших аргументов в пользу того, что якобы при Януковиче Конституция была изменена с целью утверждения конституционности. Было совершенно очевидным фактом: причиной изменения Конституции стали личные интересы представителей верховной власти.

Вот с этой точки зрения и рассмотрим нынешние поправки к конституции России. Да, российская Госдума обещает «в турборежиме» рассмотреть чуть ли не сотни законов, требующих изменений. Но главный вопрос зависает в воздухе.

Если старый ее вариант устанавливал для президента предел пребывания в должности в две каденции подряд, то новый вариант устанавливает этот предел в две каденции в целом — независимо от того, подряд они шли или с разрывом.

При этом, в соответствии с новым вариантом российской конституции, президентские каденции Владимира Путина будут отсчитываться с нуля, с чистого листа — как будто предыдущих и не было. При этом персональные исключения для конкретного лица — не должности, а именно лица с именем и фамилией — не подрывают ли они основы конституции сами по себе, если речь идет не о монархии и не о монархе?

Смысл принятой поправки: все избрания по старому варианту конституции якобы «не считаются». На постсоветском пространстве такие «ходы конём» далеко не новы.

Но вот здесь и возникает — или должен был бы возникнуть — вопрос: а где она находится, эта точка нуля? По идее, она — если уже существует — должна совпадать с моментом внесения поправок в российскую конституцию.

Итак, после заслуженного отдыха в должности премьер-министра Владимир Путин был избран президентом в 2012 году. Это была общая третья его каденция, но первая из следующих подряд. Он был вновь избран президентом в 2018 году — это была вторая его каденция подряд и общая четвёртая. Старый вариант российской конституции это позволял.

И вот в 2020 году грянул гром: больше двух каденций в целом — нельзя, но Путину, так и быть, можно еще две. Выделим это: еще две. Не сколько угодно, а именно еще две и не больше: пожизненным президентом новый вариант российской конституции Путина не называет.

Следующие президентские выборы в России должны состояться в 2024 году. И если Путин на них выиграет, это будет пятая его каденция в целом, третья подряд и первая после обнуления. Еще следующие выборы — в 2030 году; если Путин выиграет и их, это будет шестая его каденция в целом, четвертая подряд и вторая после обнуления. Именно так рисует эту благостную картину российская пропаганда, но…

А что с точки зрения российской конституции будет происходить между 2020 и 2024 годами? Между точкой обнуления и ближайшими президентскими выборами? Как ни крути, а поправки, внесенные в российскую конституцию, могли обнулить президентские каденции Путина в прошлом, но никак не на будущее. То есть, выходит, что избирался Путин еще по старому варианту российской конституции, но правил уже по новому, и так целых четыре года!

Путин на посту президента в 2020 году, уже после обнуления всех его прошлых грехов, — как ни крути, общеочевидный факт. И его планы пребывать в этой должности еще четыре года без новых выборов, в обнуленном статусе — их тоже никто не ставит под сомнение. Интересно ведь как: каденцию обнулили, но фактически она продолжается!

И какие бы формулировки ни фигурировали в «поправленном» варианте российской конституции, а эти четыре года нужно куда-то оприходовать, в какой-нибудь дебет-кредит. И вариантов возможно только два: либо эти четыре года будут признаны «нулевой каденцией», таким себе «испытательным сроком» — что ни в какие рамки даже поправленной конституции не лезет и окончательно отправляет российскую конституцию в отдел «художественная литература». Либо же они будут засчитаны как первая каденция, пусть даже и неполная — в конце концов, множество президентов США отработали в должности неполные каденции, которые, тем не менее, были засчитаны как полноценные и полновесные.

И вот он, интересующий нас момент: после всех барабанов и фанфар наиважнейший вопрос российского конституционного права завис в воздухе. Возникла огромная конституционная дыра. Разрыв функции второго рода.

В этом может крыться опасность для Украины. Потому что вряд ли Путин всего этого не понимает. Да, его власть уже доросла до того состояния, что любой конституционный пробел, каким бы большим он ни был, имеет ровно такое же значение, как и сама российская конституция, — никакое. Но подстраховаться на будущее он тоже может.

Прогнозировать поведение Путина — задача бессмысленная, но в данном случае нельзя исключать, что он пойдет на досрочные выборы. В момент, когда российское общество деморализовано коронавирусом, привычный порядок вещей нарушен, технологии получения желаемого результата голосования только что отработаны, оппозиция не подготовлена, а протесты вполне «законно» можно будет разгонять на якобы противоэпидемических основаниях.

В конце концов, в Казахстане технология неожиданного объявления досрочных выборов президента давно уже используется, да и сам Путин пришел во власть в 2000 году именно в результате неожиданных досрочных выборов.

А что понадобится Путину в случае объявления досрочных выборов? То же, что и всегда — война. Пусть даже не победоносная, а только что развязанная — но призванная «вернуть подаренные исконно русские земли». И вот к такому возможному развитию событий Украине лучше быть готовой.

Что же касается российской конституции, то для камуфлирования истинной цели поправок ее нашпиговали многими положениями, статьями о рыбках и о птичках, написанными от балды и на коленке — лишь бы «за все хорошее, против всего плохого». (Вот, действительно жаль, что среди прочих не записали в нее и именно такую формулировку.) В результате российская конституция превратилась в случайный набор случайных законодательных норм. И, строго говоря, в России теперь нет конституции, нет конституционной системы. Осталась только воля Путина в качестве основного закона.

Copy
Мнения, высказанные в рубрике "Мнения", передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции. Редакция сайта не отвечает за достоверность таких материалов, а сайт выполняет исключительно роль носителя

Узнавайте первыми о публикациях любимых авторов:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.