Испуганный диктатор становится очередной обузой для Кремля

Александр Гольц
Александр Гольц
Российский журналист и военный обозреватель

Церемония инаугурации Лукашенко была просто пропитана общим испугом всех участников действа, пропитана до такой степени, что, казалось, страх просто сочился с экрана телевизора.

И у меня возникло ощущение дежавю. Я твердо знаю, что однажды уже видел нечто подобное. Конец апреля 1989-го, Кабул. Два месяца прошло после окончательного вывода советских войск. Афганская столица в блокаде: снабжение идет по воздуху, моджахеды с господствующих высот ежедневно обстреливают город. Пара ракет залетела и в советское посольство, где жили в том числе журналисты. Приближалась годовщина «саурской революции», военного переворота, который и начал кровавую вакханалию в Афганистане. Для Наджибуллы, очередного лидера, поставленного Советским Союзом, было принципиально важно показать, что он контролирует ситуацию в стране. Поэтому было объявлено о проведении традиционного военного парада. Лидеры моджахедов немедленно заявили, что накроют парад минометами. И тут началось странное. Дату и время парада несколько раз объявляли, а потом отменяли. Наконец, часов в шесть утра меня разбудили, чтобы отвезти на «мероприятие». Те, кто «обеспечивал безопасность», пребывали в состоянии истерики, запомнились совершенно одуревшие бойцы «гвардии особого назначения» – телохранители афганского лидера. Они без стеснения били прикладами автоматов тех, кто, как им казалось, «неправильно встал», заступил за известные только им линии. Особо тогда досталось команде CNN. Гости смотрели не столько на нестройные колонны, сколько на горы, ожидая каждую минуту минометного залпа. Этот секретный парад очевидным образом противоречил тому, что он должен был олицетворять, а именно – победной уверенности в военной мощи его организаторов.

То же явное противоречие бросается в глаза и в этой, тайком устроенной лукашенковской инаугурации. Секретная инаугурация – такой же оксюморон, как и секретный парад. Ведь весь смысл этого действа должен заключаться в том, что народ, только что избравший себе руководителя, торжественно вручает ему символы власти. Это мероприятие в принципе не может быть тайным. Произошедшее – очевидное доказательство того, что Лукашенко узурпировал власть самым вульгарным образом, объявив себя президентом только на том основании, что ему в момент выборов подчинялась исполнительная власть, прежде всего – карательные органы и армия. При этом настолько он боится избирателей, что ему показалось мало спрятаться за тройным кольцом охраны. Он испугался даже прямой трансляции по телевидению, полагая, очевидно, что люди возмутятся, увидев это действо.

Совершенно очевидно, что несколько сотен чиновников, которых собрали в обстановке полной секретности, не могут олицетворять белорусский народ, не могут считаться источником власти. Поэтому Лукашенко потребовалось продемонстрировать населению страны нечто более весомое. И через час после «тайной инаугурации» недодиктатор переоделся в некое подобие военной формы с совершенно клоунской фуражкой необъятных размеров. Сделал он это, чтобы появиться перед сотней спешно выстроенных солдат, которых заставили присягать (скорее всего, во второй раз) непонятно кому.

Министр обороны зачитал чрезвычайно странный текст: «Мы, военнослужащие воинских формирований Республики Беларусь, заверяем весь белорусский народ и вас, товарищ главнокомандующий, в том, что всегда готовы надежно защитить суверенитет и территориальную целостность нашей родины. Сегодня, в день вступления в должность президента республики Беларусь, мы торжественно клянемся с достоинством и честью нести высокое звание защитника отечества, беззаветно служить белорусскому народу и президенту Республики Беларусь, защищать нашу родину мужественно, умело, не щадя своих сил и самой жизни! Клянемся!» Собственно говоря, это и было единственным подтверждением легитимности Лукашенко. В тот же день полицейские обрушились на жителей Минска, вышедших на акции протеста.

Кремль отреагировал на секретное вступление в должность с брезгливой отстраненностью. «Я предпочту никак не комментировать, ибо это абсолютно суверенное внутреннее решение белорусского руководства, и если такое решение руководством принято, значит, так посчитали целесообразным», – сказал журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В самом деле, если уж насиловать собственный народ, то так, как это сделал в 2012-м Путин – откровенно, ничего не стесняясь, зачистил Москву и проехал в Кремль по пустынным улицам покоренной ОМОНом столицы.

Между тем, Лукашенко, назначивший себя на должность президента, демонстрирует большую ловкость в манипулировании Кремлем. Чтобы подтвердить безумные страшилки недодиктатора о готовности отразить натовскую агрессию, Москва подняла в воздух стратегические бомбардировщики. Мало того, Лукашенко уже заявляет, что распоряжается российскими войсками. Как мы помним, идя ему навстречу, российский министр обороны Сергей Шойгу согласился провести в октябре ранее не планировавшийся второй этап учений «Славянское братство». Причем, если сценарий проходящих сейчас маневров предполагает борьбу с террористами, то свежепридуманный второй этап ориентирован уже «на защиту территориальной целостности и суверенитета».

Первоначально второй этап российско-белорусских учений был запланирован на октябрь. Однако в понедельник Минобороны Беларуси заявило, что «на фоне складывающейся военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь президентом страны принято решение о проведении второго этапа совместного белорусско-российского учения «Славянское братство-2020» 22–26 сентября». То есть непонятно кто – самопровозглашенный президент – присвоил себе еще и право использовать в своих интересах российские войска! Использовать тогда, когда он, Александр Лукашенко, посчитает нужным. И Кремль послушно отправляет в соседнюю страну еще 600 десантников, батальонную тактическую группу Тульской дивизии ВДВ, в дополнение к уже находящимся там 300 парашютистам Псковской дивизии. Российские военные, посланные в Беларусь, вполне могут стать заложниками противостояния сбрендившего тирана и народа соседней страны.

Если же Лукашенко удастся подавить протест, то в ситуации тотального непризнания его режима в Европе и мире эта страна превратится для Москвы в еще один чемодан без ручки, которая вместе с Южной Осетией и Абхазией сядет на не слишком крепкую шею Москвы.

Copy
Мнения, высказанные в рубрике "Мнения", передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции. Редакция сайта не отвечает за достоверность таких материалов, а сайт выполняет исключительно роль носителя

Узнавайте первыми о публикациях любимых авторов:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.