Пружинка Slinky, тамагочи, фишки, йо-йо, тетрис, лазерка, пачки из-под сигарет, плиточки, лизун, куклы-тролли, наклейки Turbo, фантики Love Is и другие игрушки из нашего детства.
В прошлом году каждый ребенок ловил покемонов на улице. Игра стала настолько популярной, что набрала 50 миллионов пользователей за 2 недели после появления. В этом году у детей популярен “спиннер”, а про покемонов все забыли. Но чем баловались дети до появления спиннера и виртуальной реальности, разбиралось Еспресо.TV.
1. Пружина Slinky (радуга)
Еще её назвыли “радугой” из-за своего разноцветного окраса. Придумал ее военно-морской инженер США Ричард Джеймс еще в 1943 году.
Ученый разрабатывал устройство, которое будет стабилизировать состояние судна во время качки. Джеймс работал с пружинами, и как то уронил одну из них на пол. Пружина продолжила движение после падения.
Джеймс взял кредит в $500 и открыл собственную компанию “James Spring & Wire Company”. Игрушка стала очень популярной, на данный момент более 300 миллионов пружинок продано по всему миру.
Супруга Джеймса — Бетти Джеймс, придумала другие игрушки на пружинках. Например Slinky Dog, которая стала персонажем мультика “История Игрушек”.
В Украине игрушка стала популярной в 90-х годах,благодаря подделкам из Китая и Вьетнама. Именно поэтому на украинский рынок попадались разные модификации пружинок: сердечки, звездочки. Хотя оригинальная пружинка была всегда только одной формы.
2. Тамагочи
Виртуальный питомец впервые появился в Японии в 1996 году. Изначально “Тамагочи” был игрой для портативной консоли Game Boy. Однако это оказалось неудобным, и компания Bandai выпустила недорогой портативный модуль, внешне похожий на яйцо, на нем было три кнопки.
Суть игры заключался в наблюдении за виртуальным питомцем. Его нужно было кормить, убирать за ним и мыть его в виртуальном душе. Питомец рос и мог даже ходить на работу. Но если хозяин не досматривал за ним, Тамагочи мог умереть. Так в Японии появлялись целые кладбища Тамагочи. Позже компания Baidai выпустила Тамагочи с инфрокрасным портом, при помощи которого можно дружить с другими виртуальными питомцами и продолжать их род.
В Японии из-за дороговизны жилья и земли сложно завести домашнее животное. Золотая рыбка — то немногое, что могут позволить себе некоторые японцы. Поэтому виртуальный питомец стал таким популярным.
Однако Тамагочи стали активно подделывать в Китае. Именно такие подделки появились на украинском рынке в конце 90-х годов. На подделках было больше чем 3 кнопки, сама игрушка могла быть не только в форме яйца.
Это не останавливало украинских детей — чем больше кнопок, тем “круче” считался Тамагочи. Учителя в школах часто отбирали пищащих “питомцев” прямо на уроке.
Компания Bandai продолжает выпускать Тамагочи до сих пор. Теперь они умеют подключаться к интернету. Стоимость новых Тамагочи — $15.
3. Фишки
Их называли сотками, кэпсами, фишками или погами.
Считается, что игру придумали на Гавайских островах, в 1920 году. Изначально играли крышками от молока или сока. Позже в 1990-х годах игра стала популярной среди школьников 9-13 лет, благодаря учительнице математики с Гаваев.
Многие компании, включая McDonalds, Chupa Chups, Barbie начали выпуск собственных фишек. Фишки могли быть пластиковами, картонными, с переливающимися картинками. Были фишки для взрослых — LICKA GIRLS. Если облизать фишку, то одежда на нарисованной девушке исчезала.
Суть игры заключалось в том, чтобы выйграть как можно больше кэпсов. Для этого игроки собирали фишки, на которые играли в стопку, а затем ударяли об пол. Игрок забирал те фишки, которые переворачивались от удара. Так же были пластиковые фишки — “биты”. Если игроки использовали биты, то тогда стопка кэпсов ставилась на пол, а удар осуществлялся битами.
Школьники придумывали свои первые махинации: игра стала по-настоящему азартной. Рассасывали картонные фишки, которые подкладывались вниз стопки и были легче других. Или изначально стопку ставили немного криво. Бывали и групповые “разводы”, когда кэпсы просто отбирали у одного из игроков, а подкупленные свидетели якобы ничего не видели.
Во многих школах начали запрещать игру, потому что это считалось азартной игрой. Производители фишек начали ставить “стоимость” на самих фишках, что еще больше провоцировало школьников.
Сейчас кепсы считаются раритетными игрушками, и на OLX можно найти коллекционеров, которые готовы купить редкие кепсы за тысячу гривен.
4. YoYo
Это два одинаковых диска или конуса, скрепленных между собой осью. На ось наматывается длинная веревка. Работа игрушки напоминает принцип движения маятника Максвелла — под своим весом игрушка разматывает катушку с веревкой. Доходя до конца, катушка по инерции наматывает веревку обратно.
Первые Йо-йо появились в V веке до нашей эры в Греции. Тогда йо-йо делали из дерева или обоженной глины.
Современная игрушка Йо-йо появилась в 1928 году в Калифорнии. Тогда филиппинский эмигрант Педро Флорес начал делать Йо-йо своими руками. Игрушка стало такой популярной, что к концу 1929 года у Флореса было 2 завода и 600 рабочих, которые выпускали по 300 тысяч игрушек в день. Первое соревнование по Йо-йо было в 1932 году в Лондоне.
Со временем в Йо-йо начали вставлять подшипники, чтобы увеличить продолжительность кручения.
Мода на Йо-Йо в Украине началась с акции компании Coca Cola в 1999 году. Тогда в обмен на определенное количество крышек от напитка, можно было получить стандартную Йо-Йо красного цвета. Или получить суперприз от компании — золотой Galaxy Yo-yo, у котором мечтал каждый школьник. В основном дети ходили и собирали крышки от газировки по помойкам, чтобы получить заветный приз. А в школах соревновались на знание трюков, чем раздражали своих учителей.
5. Фингерборд
Стал популярным в Украине в 2000-х. Для тех, кто боялся выполнять трюки на реальном скейтборде, появилась копия уменьшенного борду. Масштаб копии — 1:8. Трюки на нем можно было делать пальцами. Для этого выпускались миниатюрные рэйлы и боксы. Для школьников местом трюков становились парты и пеналы.
Миниатюрные копии появились еще в 1950 году и продавались в скейт-шопах как брелки.
Но само движение фингербординга появилось в 1998 году в Калифорнии. Из-за плохой погоды юный скейтир Стивен Эшер был вынужден остаться дома, вместо того, чтобы пойти кататься. Тогда он создал миниатюрную фигурку скейта и даже нанес на нее избражение. Катался он на нем при помощи двух пальцев — среднего и указательного. Стив выяснил, что на миниатюре можно выполнять такие же трюки и придумал множество новых.
Питеру Эшеру, отцу мальчика, понравилась идея. И он начал массовое производство фингербордов Tech Deck, которые полностью повторяли реальный скейтборд. Эшер даже договорился с ведущими компаниями World Industries, Blind, A-Team, Birdhouse, Zero, Element и прочими популярными скейтерскими компаниями использовать их символику.
6. Тетрис
Сама компьютерная игра Тетрис была написана в СССР в 1984 году, Алексеем Пажитновым. Программист занимался изучением искусственного интеллекта и распознавания речи. Свои идеи ученый воплощал через головоломки пентамино. В этой головоломке пятиклеточные фигуры нужно соединять так, чтобы равномерно заполнить пространство без пропусков.
Но тогда вычислительных мощностей машины Электроника-60 не хватало для вращения пятиклеточных фигур. Пажитнов остановился на четырехклеточных фигурках, отсюда и название — Тетрис.
Для распространения игры на первых персональных компьютерах IBM PC игра была переписана через Turbo Pascal и быстро распространилась по всему миру. А изобретатель просто подарил права на игру Роберту Стейну, продавцу программного обеспечения в Венгрии. Тот не растерялся и уже продал игру компании Mirrorsoft.
Сублицензию также получили японские производители игровых консолей, в том числе и Game Boy, которые и создали первый портативный “Тетрис”.
Самый распространенная портативная модель тетриса была — BrickGame. Консоль включала в себя несколько игр: тетрис, змейку, гоночки и арканоид. С появлением смартфонов устройство потеряло свою актуальность.
7. Игра в 15
Или, игра в пятнашки, как ее еще называли. Это головоломка, придуманная американским почтмейстером Ноем Чепменом в 1878 году.
Головоломка представляет собой панель, с пронумерованными костяшками по всей поверхности панели. Так как одной костяшки специально не хватает, образовывается свободное место для передвижение костяшек с места на место. Суть игры в том, чтобы расположить 15 костяшек по нумерации, используя как можно меньше ходов.
Головоломка стала вновь популярной в 1960 году, из-за появления программирования. Так как игра не имеет оптимального алгоритма прохождения, ходы почти всегда разные. Головоломку использовали при исследованиях искусственного интеллекта, а именно для наблюдения выбора действий.
Пятнашки были популярны до середины 90-х годов, пока не появились тетрисы. Полную актуальность головоломка утратила после появления смартфонов.
8. Лазерка
Лазерная указка-брелок популярна до сих пор, но в 90-х годах он только появился на прилавках уличных ларьков, в которых можно было купить все.
Детям нравилось использовать лазер в игре про снайперов, светить в глаза прохожим. Были и разные насадки на указку, которые преображали луч в изображение “смайла”, цветочка. Во время ответа у доски, рядом с отвечающим отличником на доске могл появиться лазарное изображение обнаженной девушки (были и такие насадки), что очень забавляло школьников, и очень бесило учителей.
Коллекции
А еще собирали коллекции.
9. C 80-х годов собирали пачки из под сигарет. Брали не целую часть пачки, а только её крышку. Такая коллекция выставлялась за стекло на книжном шкафу. Каждый уважающий себя пачко-собиратель должен был иметь хотя бы пачку Camel, Parliament, Congress, Whinston, Pall Mall, Lucky Strike и Marlboro. Собирались пачки по помойкам, иногда дети отправлялись в соседние дворы в поисках раритетов.
10. Также собирались “плиточки” с облицовок многоэтажек. Помимо коллекционирования и обмена редких экземпляров (цветных плиточек) дети играли в игры. Выкапывалась ямка, в которую с расстояния нескольких метров пытались попасть плиточкой. Победитель забирал все плиточки себе. Чем раритетнее были плиточки, тем уже копалась ямка.
11. Лизун напоминал просто липкое желе, которое было здорово запустить со всеи силы в стену. Лизун превращался в желейную лужу на стене, однако потом вновь принимал форму шара. Игрушка была придумана для разработки мелкой моторики у детей, однако некоторые родители ставили под сомнение полезность игрушки: лизун практически невозможно было отскоблить с побеленного потолка, а на обоях он оставлял пятна.
12. Игрушка-лицемер была наполнена чем-то наподобии муки. Ей можно было мять и придавать разные очертания лицемеру. Однако игрушка была очень недолговечной, обычно резиновая оболочка лопалась, а наполнитель рассыпался по всему полу, дивану, машине, что совсем не радовало родителей.
13. “Каучуковые” мячики или “Попрыгунчики” продавались в тех же самых ларьках, что и лазерные указки, или в небольших круглых автоматах. Каучуковыми они назывались условно, так как на самом деле были выполнены из очень некачественной, яркой китайской резины. Некоторые мячики были далеки от формы шара, а у некоторых имелся довольно выпуклый шов посередине. Поэтому предсказать траекторию полета ткаого мячика было сложно. Непредсказуемые мячики били стекла в школе, попадали в лицо другим детям. Так как мячики быстро терялись, обычно дети носили сразу по несколько штук с собой.
14. Куклы-тролли пришли к нам из Дании. Еще в 1959 году датский плотник Томас Дам сделал игрушку тролля с бусиками вместо глаз и растрепанными волосами в подарок своей дочери на Рождество. Друзья дочери тоже захотели такую игрушку. Так плотник открыл свою компанию, которая производит кукол-троллей до сих пор. К нам они добрались в 1990-х годах. Дети старались собрать как можно больше троллей из коллекции и чтобы у них были разные цвета волос.
15. Собирали также вкладыши из под жевачек: Love Is, Turbo, Boomer, Footbal. Помимо просто коллекционирования, на вкладыши могли играть почти как в кэпсы — кидать стопки и забирать перевернувшиеся себе.
16. Киндер-сюрприз
В Италии на Пасху было принято делать пирожные в форме яйца с игрушками или монетками внутри. Глава компании Микело Ферреро улучшил эту идею и начал продавать шоколадные яйца. Партия Киндер-сюрпризов, была изготовленна еще в 1974 году итальянской компанией Ferrero. Тогда первые “киндеры” раскупили за один час.
К нам они дошли лишь в 1990-х годах. Из-за высокой цены не все родители могли позволить купить лакомство с сюрпризом. Киндеры покупались раз в месяц с зарплатой. Дети собирали коллекции игрушек: бегемотики, пингвины, львы и акулы. Повторные обменивали во дворе.