Site icon Ink

«Украинская идентификация»: в Киеве открылась уникальная выставка

В экспозиции представлены живописные композиции на библейские темы для церкви в селе Липовка Макаровского района Киевской области, вновь построенной на меценатские деньги Богдана Батруха. Росписи созданны знаменитым украинским живописцем Анатолием Криволапом вместе с коллегой, монументалистом Игорем Ступаченко.

Уникальность этой выставки заключается в том, что посетители смогут увидеть вблизи оригиналы росписей, которые после выставки смонтируют в здании церкви. Выставка продлится по 14 июля, с 12.00 до 19.00, вход свободный.

Открытие выставки посетили журналисты, меценаты и коллекционеры — Зенко Автаназив, Роберт Бровди, Юрий Комельков, Андрей Пышный, Игорь Абрамович и деятели искусства, представители разных поколений: Тиберий Сильваши, Александр Ройтбурд, Евгений Карась, Сергей Поярков, Виктор Сидоренко, Руслан Тарабукин, Анатолий Мельник, Никита и Егор Зигура, Юлия Беляева, Ирина Ворона, Антон Ковач, Надежда Мицкевич, Ольга Петрова, Владимир Бовкун, Татьяна Савченко, Леся Пешая, Алексей Иванюк и Наталья Корф-Иванюк…

Рядом с большим залом, где расположены композиции для церкви, экспонируются станковые полотна Анатолия Криволапа, которые выступают камертоном, задающим тон всем событиям и во многом объясняют зрителю откуда взялась такая необычная высокая сила красочного звучания церковных росписей. А также доносит мысль о возможности и необходимости индивидуализированного творческого решения подобных росписей, потому что тогда идея находит прямой путь не только к сознанию, но и к сердцу зрителя.

Олеся Авраменко, куратор выставки: «Наверное, с такой же степенью решимости и мистической силы Джотто свое время расписывал Капеллу дель Арена (построенную Энрико Скровеньи) в Падуе; Анри Матисс создавал свою благодарность господу в капелле Розария в Вансе, во Франции; Марко Ротко подбирал живописный выражение на полотнах для часовни в Хьюстоне, Марк Шагал создавал витражные окна в готической церкви швейцарского Фраумюнстера; Александр Дубовик расписывал часовню в городе Беррлез-Альп близ Ниццы и делал витражи в Ново-Апостольской церкви в Киеве…

Художники отказались от традиционного неоклассического решения, с его умеренностью во всем — и композиционном, и колористическом решении. Они демонстрируют украинскую идентичность собственной живописи из-за присущей традиционному украинскому народному миропониманию колористику, усиливая звучание красок смелым художественным почти абстрактным решением. Поэтому в экспозиции наглядно продемонстрированы точки соприкосновения современного актуального и традиционного религиозного искусства, найденные созвучные времени акценты».

Художники Анатолий Криволап и Игорь Ступаченко создали росписи, сюжетно и композиционно придерживаясь традиций, а «зажгли» цвет церковных росписей так, как раньше в Украине никто не решался — в этом они видят свой вклад в украинскую идентификацию на этом поле. Художники использовали современный художественный язык и характер мышления и новейшие приемы работы и технологии. Они отказались от светотеневых градаций как таковых и получили возможность играть с цветом, в первую очередь достигая его эмоциональную выразительность. В росписях завораживает выразительная линия и тяготение к горячим цветам, формальная сдержанность поз, движения фигур концентрирует напряжение, которое помогает высвободить открытый, почти радиоактивный цвет Анатолия Криволапа. Он уравнивает силу сдерживаемых действий персонажей, провоцирует ее утечку в пространство, насыщает его молитвенной, почти экстатической неподвижностью, мгновенно настраивая зрителя на высокий лад. Это излучение активного цвета, как чистая вода или свежий ветер вымывают-выветривают лишние мысли, душевные проблемы, настраивая на единение с космическим первообразом, изображенным для купола храма.


Татьяна Миронова, директор муниципальной галерее искусств «Лавра»: «Это действительно грандиозный проект, который апеллирует к истокам национальной духовности и современно переосмысливает ее. Поражает масштабность работ и их авторское колористичное решение. Мы приглашаем всех посетить галерею Лавра и увидеть проект своими глазами!»

Выставку сопровождает книга кандидата искусствоведения Олеси Авраменко, куратора выставки, из серии ACCENT — «Анатолий Криволап, Игорь Ступаченко. ПОКРОВ. Шаг I», которая прослеживает, анализирует и акцентирует сложный процесс актуального решения росписей вновь построенной церкви, а также рассказывает об их создателях — от священника, мецената до художников.

Exit mobile version