Site icon Ink

Жизнь в Швеции: Исповедь украинской эмигрантки

Киевлянка Яна Калиниченко, получив диплом бакалавра, решила продолжить обучение за границей и поступила в шведский вуз. Там она защитила диплом специалиста по гендерным коммуникациям и осталась жить в Скандинавии.

Переезд

Скандинавия манила меня с детства, с тех пор, как я зачитывалась сказками Астрид Линдгрен и Туве Янссон. Было что-то родное в застенчивости и одиночестве Малыша и меланхоличности Снусмумрика.

Закончив бакалаврат в Украине, я решила, что уровень педагогики в украинских университетах меня не устраивает. Пара друзей к тому времени как раз вернулись после обучения из Норвегии и рьяно рекламировали преимущества заграничного диплома и повседневной жизни в Скандинавии. Решение я приняла достаточно быстро.

Подготовка к поступлению, включая прохождение необходимых тестов, перевод документов и собственно подача заявления, занимает как минимум год. Отправив документы в несколько вузов, я попала в резерв Университета Люнда и через несколько месяцев получила письмо о зачислении. 23 августа 2010 года начался отсчет моих «скандинавских дней».

Образование

В шведском языке используется один и тот же глагол для двух действий: «учиться в университете» и «читать». И не зря. Читать и правда приходится очень много. В среднем — 300 страниц в неделю. Количество лекций и семинаров зависит от предмета. Гуманитарно-социальные дисциплины предполагают меньше часов с преподавателем, больше групповой работы и индивидуальных занятий.

На моей программе было две лекции и один семинар в неделю (продолжительностью 2-3 часа). Понятие сессии отсутствует: вместо экзаменов чаще всего требуется написать академическую статью по теме курса.

Работа 

В августе 2012 года я защитила диплом, а в конце сентября уже нашла первое место работы. Немыслимо короткий срок для приезжей без «перспективной» специальности. Нельзя сказать, что работодатели гоняются за  обладателями украинских дипломов по журналистике или за специалистами по гендерным коммуникациям. К тому же, чтобы иностранцу дали рабочую визу, работодатель должен поднапрячься, пройти через хлопотные бюрократические процедуры; не каждая компания готова на такое. И связей у меня не было, а они, как известно, – самый надежный способ получить желанную должность.

И все же я не думаю, что мне просто повезло. Я целый год интенсивно изучала шведский язык (по 6 часов в день) и ежедневно отправляла резюме по всем более-менее подходящим вакансиям, хотя и не питала особых надежд на то, что получу работу таким способом. Мне не раз говорили, что резюме кандидатов с не-шведскими фамилиями выбрасывают не глядя.

Один студент из Румынии провел эксперимент: отправил идентичные резюме на одни и те же должности – одно со своим настоящим именем, другое со шведской фамилией. Результат: настоящая фамилия — ни одного отклика; шведская фамилия — три приглашения на интервью.

К каждому отправленному резюме я прилагала список контактов лиц, которые могли дать мне рекомендации. И этим людям я постоянно сообщала, на какие должности сейчас претендую. Никто им на самом деле не писал и не звонил, до этой стадии никогда не доходило. Но зато мои рекомендатели были в курсе, что я ищу работу. Один человек из этого списка, координатор моей магистерской программы, рассказала, что на соседней кафедре заболела администратор и им срочно нужен кто-то на замену. В понедельник я явилась на интервью, а во вторник приступила к работе.

Работают в Швеции так, чтобы оставалось время на семью и хобби. Начать рабочий день в 7-8 и закончить в 15-16 – в порядке вещей. Обеденный перерыв – это святое. Уйти пораньше в пятницу — совершенно нормально. Конечно, есть и «рабочие лошадки», которые засиживаются допоздна, трудятся по выходным и отвечают на звонки в любое время суток. Зачастую на таких героях и держится вся компания. Но большинство все-таки считает, что работать надо не дольше, а эффективней.

Одно из самых ярких отличий в профессиональной культуре Дании и Швеции – в том, что у датчан сохранились отношения «начальник-подчиненный», в то время как шведы пытаются избежать иерархии, хотя бы на словах. Здесь не говорят о начальниках – здесь говорят о лидерах, которые прислушиваются к мнению своей команды и заботятся о физическом и психологическом благосостоянии сотрудников.

Здесь принято состоять в профсоюзе, а многие еще и откладывают сбережения в так называемую А-кассу, которая выплачивает финансовую помощь в случае потери работы. Но в публичном секторе потерять работу — это еще надо потрудиться. По сути, это возможно только в двух случаях: если сотрудник совершил преступление, или если его должность «отменяется» и ему не могут предложить альтернативную позицию.

Отношение к приезжим

Шведы очень боятся конфликтов и обвинений в расизме/дискриминации. Поэтому тут не принято указывать иностранцам на их промашки. Будут молчать, терпеть, надеяться, что ты сам сообразишь. А в итоге не выдержат, взорвутся эмоциями и напишут гневную записку или сердитое сообщение по мейлу. Но если потом при личной встрече заговорить об этом, собеседник смущается и даже может извиниться: мол, вы не так поняли.

В разговоре с малознакомыми людьми шведы бывают неожиданно открыты и откровенны: на формальный вопрос «Как дела?» человек способен откликнуться детальным описанием падения и разбитой коленки; в непринужденной болтовне «об отношениях» вдруг кто-то пускается в объяснения, почему до сих пор не женился на своей герлфренд.

Дороги и транспорт

Права здесь очень дорогие. Минимум 15000 крон за стандартный пакет теории и практики вождения. Ездят все очень аккуратно, уважают других участников движения. Детское сиденье — обязательно, без него вас не выпустят из родильного дома. Большинство предпочитают общественный транспорт и велосипед.

Досуг

Городские библиотеки – популярное место досуга. Мамочки с малышами слушают сказки, дети играют, подростки сидят за мониторами, кто-то читает журналы, кто-то слушает открытые лекции, кто-то просто бездельничает. Большинство книг стоят на открытых полках – можно брать и читать, даже не имея библиотечной карточки (она нужна только для того, чтобы взять книгу домой или заказать из каталога).

Еще шведы любят петь в хоре, печь и заниматься спортом. Один из последних трендов – сальса-школы.

Exit mobile version