Хатия Деканоидзе: «Go, girls! В наших силах изменить Украину»

Фото: Татьяна Довгань

Листайте

Хатия Деканоидзе, экс-глава Национальной полиции Украины, в рамках третьего SHE Congress рассказала о стереотипах, с которыми ежедневно сталкиваются женщины-полицейские в Украине, и путях их преодоления. Об этом пишет WOMО.

Строить карьеру мне было очень трудно. Даже родственники говорили: «Хатия, ты что! У тебя маленький сын – надо сидеть дома, надо его воспитывать». И никто не думал о том, что у меня есть большие мечты. К счастью, мои родители очень поддерживали меня.

Мне было 24 года, когда в Грузии после «революции роз» я пришла работать в госструктуру. Я была назначена начальником администрации Министерства безопасности, а потом уже Министерства внутренних дел, и еще работала ректором Полицейской академии. И я помню такой момент: приехала к нам в академию делегация из какой-то постсоветской страны, — генералы с погонами, со звездами. Я вышла их поприветствовать, и тут один из генералов задает вопрос: «А вы кто?». Я отвечаю: «Я — ректор». Он в ответ: «Нет… Позовите, пожалуйста, начальника». И каждый день и с моими грузинскими, и с моими иностранными коллегами я сталкивалась с подобными стереотипами.

Фото: Татьяна Довгань
Фото: Татьяна Довгань

Стереотипов в полиции в отношении женщин очень много. Например, такой: женщина-полицейская не может быть хорошим напарником для мужчины-полицейского. Этот стереотип распространен на всех уровнях. Я очень удивилась, когда узнала, что один из членов правоохранительного комитета Верховной Рады Украины в одном из своих интервью сказал, что женщины не могут патрулировать улицы, потому что не владеют определенными навыками, чтобы суметь защитить граждан. Мне также говорили, что нельзя ставить напарницами двух женщин, потому что они не смогут защитить себя. Мы очень долго сражались за права женщин и говорили им, что не стоит доказывать то, что они умеют хорошо работать.

Я всегда им говорила во время наших откровенных разговоров: «Самое главное, что вы должны помнить, — у полицейских пола нет». Почему? Потому что мы все – офицеры и мы должны работать так, как того требует закон.

Мне было очень грустно, когда я с подобными стереотипами сталкивалась на высших уровнях. Расскажу вам одну историю: недавно я выступала в Верховной Раде, давала отчет о работе полиции, и несколько радикально настроенных депутатов устроили демарш, глава комитета попытался их успокоить: «Да послушайте ее! Она же — женщина». Но я ответила ему: «Извините, что значит «женщина»? Я — глава полиции Украины». Вот такие стереотипы возникают среди людей, которые должны задавать тон. Была и еще одна проблема, с которой я сталкивалась в Украине довольно часто. Она заключалась в том, что я не коренная украинка. Меня воспринимали враждебно, мол, какая-то грузинка приехала сюда, она нас тут учит, пусть уезжает в свою страну. Такие националистические стереотипы я лично ненавижу.

img_1559-768x501
Фото: Татьяна Довгань

Но я считаю, что в Украине мы сделали революцию, потому что впервые в истории страны женщины действительно захотели служить в полиции. И когда два года тому назад мы объявили открытый конкурс для желающих служить в патрульной полиции, 30% анкет были заполнены женщинами. Когда мы спрашивали у них, почему они пришли в полицию, они отвечали, что хотят сделать что-нибудь хорошее, изменить страну, сделать так, чтобы их дети гордились ими. И вот сегодня я с гордостью могу сказать, что сегодня 26% полицейских – женщины. Это важно для нас, нашей страны, наших детей.

Я думаю, что мне как женщине, которая очень хорошо понимает, что такое работать в среде, которая не очень дружелюбна к женщинам, удалось доказать и показать женщинам-полицейским, что можно добиться всего. И я говорю не просто о карьере, а о возможности работать в стиле express yourself, — работать эффективнее мужчин. Знаете, когда мы назначили Ольгу Юськевич главой харьковской полиции, мне сказали, что этого не стоило делать. Но я не согласилась, я считаю, что это хороший показатель, я уверена, что она справится, и я думаю, что мы сделали еще один шаг, чтобы разрушить эти стереотипы.

Мне бы хотелось, чтобы женщины понимали, что страна меняется, она должна поменяться. И кто должен изменить страну? Конечно, мы. Я с радостью всегда буду сражаться за наши права. Я это делала на протяжении своей 15-летней карьеры и буду делать впредь. Я думаю, что я дала толчок очень многим женщинам. Так что – go, girls!

Следи за INK в социальных сетях и узнавай обо всем первым! Мы в Facebook, Twitter.
Loading...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: